Любовь к новым форматам и экспериментам привела меня к реалити-шоу. Хотелось какого-то движа в своей сфере, и люди говорили: «Сделай премию!».
А я:
— Не-е-ет! Это же со мной по ценностям не бьется! В премиях обязательно кто-то лучше, кто-то хуже. А я считаю, что все прекрасные, все разные, равные и достойные.
Тогда я придумал концепцию «синдрома звезды». Не надо мыслить стереотипно и думать, что это про огромное эго. Нет, синдром звезды — это про то, что жить надо так, чтобы твоей фамилией назвали какой-нибудь синдром. Я сказал ученикам из сообщества мастеров:
— Сделаем реалити! Мы выберем, кто из вас будет представителем сообщества. Амбассадором трансформационных игр!
Мне хотелось, чтобы как можно больше людей в мире узнали про успешные кейсы из мира игр. А у меня их такое количество, что если я буду выкладывать их у себя, то только этот контент у меня и будет. А я намного больше, чем только игры. Я Мастер. Мастер игр, мастер ювелирки, мастер контента, мастер дружбы, мастер любви.
Это реалити мы проводили в соцсетях. Для этого пошли в телеграм-канал, где люди могли голосовать. И там анонимно показывали разные интересные кейсы мастеров и спрашивали, чей результат вдохновляет пойти сделать что-то прямо сейчас. Это самый важный показатель. Люди голосовали, а заодно получали много полезной информации. Это живая иллюстрация того, как даже косвенно игры побуждают к ресурсным действиям.
Глава 24
Люблю удивлять: звездное реалити и перформанс-прощание
Часть 1. Реалити вместо премии
Мастер — это ведущий, проводник, переходник, инструктор, эксперт… Море синонимов. Но я люблю именно слово Мастер. В нем много энергии и жизни. Оно про делать, а не надзирать. Оно про вип-ремесленника, а не гуру.
Человек, который знает правила игры, модерирует процесс, умеет создавать атмосферу, смотрит поддерживающими любящими глазами. По сути своей он отдаленно похож на коуча или психолога, но использует совсем другой авторский подход во взаимодействии с клиентом.
Психолог зачастую помогает разобраться с прошлым, коуч — с будущим.
Мастер же, кроме того, что он знает правила игры, обладает навыком оставаться для вас поддерживающим ресурсом в игре. Он не тыкает вопросами, а оберегает. Помогает увидеть широту ресурсов, которые есть у игрока для решения его запроса, ведь там и навыки, и деньги, связи и всё, что угодно. Поддерживает игрока на том уровне, чтобы он не свалился в самокопание, и при этом не навязывает свои решения и шаги.
Мастер игры — человек, который помогает качать мышление в реальной жизни, он оказывает поддержку здесь и сейчас, в моменте. Не спасает. Не лечит. Не коучит. А ведет игру. Как будто за ручку берет игрока и ведет его по игровому полю. С улыбкой и без оценки.
Нет правильных ходов.
Есть жизнь.
(время чтения ≈ 14 минут)
Сила героя
Деньги 90%
Предназначение 90%
Здоровье 90%
Отношения 90%
За мной вечно наблюдают большие эксперты. Говорят: «Блин, Антон, стендап? Реалити? Офигенно!» Я люблю чем-то удивлять — в первую очередь себя. Как игроки шоу «Форт Боярд» ищут ключи, я ищу новые форматы игр для себя. Любознательность выкручена ручкой передач на максимум: иногда могу поиграть в компьютерные игры, в настолки с друзьями. Я хожу по квест-румам, квестам по городу, на иммерсивные спектакли. Все время куда-то погружаюсь и даже не представляю, как без этого жить. Быть Мастером — наращивать насмотренность.
И вот я попал в ситуацию, из которой надо было найти нетривиальный выход. Я вырос, как Алиса, когда она съела пирожок и увеличилась до таких размеров, что уперлась в потолок. Надо было как-то выбираться. Я решил сделать это с помощью необычного прощания со старой версией себя. Надо было проститься с амплуа кота Леопольда, такого доброго и веселого, который просит, чтобы все жили дружно. Я понял, что этот образ уже не соответствует действительности: я могу и ругаться, и жестким быть. Это уже совсем не Леопольд.
Часть 2. Перформанс-прощание
Я желаю тебе сделать шаг, если ты стоишь на месте.
Я желаю тебе выдохнуть и почувствовать облегчение, если ты устал.
Я желаю тебе, чтобы ты нашел свой путь и пришел туда, куда мечтаешь.
Я желаю тебе познакомиться со своим внутренним Мастером. И я поддержу тебя в этом. Я рядом.
👉🏼
Получить уведомление, когда выйдет новая глава В мире, где все меряются пиписьками и сражаются за какие-то титулы, я сделал так, чтобы люди несли в свет свои истории про становление, про успехи после череды неудач, про принятие и новые шаги. Это намного нужнее миру. Мастера не кидали друг в друга своими результатами, соревнуясь кто круче, а искренне делились своими историями и стремились сделать так, чтобы не просто к ним пришли клиенты, а чтобы как можно больше людей узнало про игры и потенциал индустрии в целом.
Мы выходили в прямые эфиры вместе, делали контент и отдельно, и вместе. Во время этого проекта мы раскрывали игры с разных сторон: были истории про эмоциональные и денежные кейсы, были истории личные и профессиональные. В реалити было много разных номинаций, а фишка была в том, что мы не выбирали лучшего, мы выбирали Голос сообщества. Мы выбирали ту звезду, которая выйдет со мной в мои соцсети и через свою историю позовет людей на сайт, где люди могут встретить своего мастера. С помощью этого проекта мы нашли пять мастеров, которые стали голосами сообщества. Они взяли на себя эту миссию и продолжили работать уже с новыми настройками, держа в голове мысль, что теперь они могут активно транслировать свои идеи людям.
Одним из амбассадоров игр стала Наташа Торова. Люди писали, что ее история вдохновила их больше всего. Она потрясающий мастер, который очень круто относится к играм. Наташа даже проводила исследования с какими-то умными приборами, чтобы выяснить, как игры влияют на активность мозга, выступала на телевидении, рассказывала про игры в разных передачах. В общем, Наташа — настоящий голос сообщества, у которого отлично получается транслировать нашу философию людям.
Вместе с этим проектом я опять шагнул на новую ступень своей профессиональной эволюции. Увидел, что каждый из нас — звезда, а вместе мы созвездия. Вы заметили, как в мире много талантливых артистов — звезд? Но звездой может быть каждый: и ты, и я. Не каждый пока умеет сиять ярко, как это делает какая-нибудь селебрити на красной дорожке, но свет каждого важен. Звезд на небе много, сосчитать невозможно. Все они разные: со своим уровнем проявленности и энергии, кто-то красив в своей элегантности, кто-то в умении анализировать. В каждом из нас граней больше, чем у бриллианта. И каждый из нас звезда, которая очень важна и нужна для созвездия.
Созвездие мастеров — именно так я решил назвать наше сообщество экспертов, которые прошли мои тренинги Мастеров Игр. Это закрытый клуб, созданный для регулярного профессионального общения, создания совместных проектов, коллабораций и партнерств. Ну и дружить :) быть Мастером и идти свой Путь — это счастье встретить своих и успокоиться.
Я прошел путь от состояния подмастерья в состояние мастера, а потом вырос и из него. Сейчас я начинаюсь, как артист. И как артист для этого прощания я выбрал перформанс. Эта идея хорошо соотносится с тем, что из своих переживаний я могу вынести пользу людям. Могу показать свою трансформацию и поделиться с другими людьми своей живой энергией.
Когда я говорю «артист», то скорее думаю про artist, так как в английском у этого слова намного шире значение. Оно более объемное и многогранное: там не просто художник, там само творчество и само искусство.
Меня просто распирало — артисту нужно больше места, времени и пространства, чем мастеру. Желание сделать перформанс-прощание возникло после игры-консультации у прекрасной Вали, на которой пришло осознание, что я на самом деле больше, чем сейчас. Частый запрос, с которым я сталкиваюсь у клиентов: уже не могу, как раньше, но пока не знаю, как хочу. Это был и мой случай. Я вспомнил, что моя задача — пробовать, просто перебирать новые варианты и продолжать делать то, что я делаю великолепно — играть. Чтобы поддержать себя в период трансформации и людей, которые сейчас в переходном состоянии, я родил идею новой игры — «Пути мастера».
Очень мне нравится традиция, когда люди отпускают, когда прощаются с тем, что было прекрасно. Меня отпускать научил мой первый психотерапевт. Он сказал, что благодарить — это отпускать. Я ответил:
— Гриш, это какая-то фигня. Благодарить — это прижать, обнимать и говорить «Боже, как хорошо».
— Я найду для тебе метафору, которая поможет это объяснить.
— Ну хорошо.
Однажды после консультации он встает, я тоже встаю, чтобы попрощаться с ним. А Гриша смотрит на меня и говорит:
— Я благодарю тебя.
Подходит, обнимает, убирает руки и делает шаг назад. Говорит:
— Благодарить — это отпускать.
И я сразу все понял. Это был один из тех особенных моментов, которые делят все на «до» и «после». Потому что когда мы благодарим и отпускаем, мы в этот момент ставим точку в том процессе, который был пройден, и мы за него благодарны. Но это не означает, что не будет следующей серии в сериале. Просто закончилась серия, закончился этот сезон. После мы заново решим, продолжаем кино или нет. Или снимаем другое.
Я этот принцип забрал на все. Даже на отношения. В сложные моменты я просто вспоминаю, что это — сегодня. Это просто сегодня. Потом будет новый шаг, новый день. Я научился быть благодарным за то, что есть сейчас. Перформанс-прощание был для меня глубинным процессом, из которого было прикольно сделать шоу и заодно презентовать людям продукт, который они давно ждали, который покажет, что легко быть собой.
Во время подготовки к своему перформансу я записал короткие видео, по сути — коуч-сессии, которые люди проживают со мной. Я говорю о том, что я переживаю, что меня волнует. Я знаю, что многим это откликается, потому что проблемы наши пересекаются. Такого формата на рынке я не встречал. Вы скажете: «Опять он что-то придумал». Да! В этом моя суть — суть артиста.
Я сделал перформанс, чтобы можно было за мной подглядеть. Конечно, обычно в контенте я не все показываю, а тут поднял шторы. Друзья меня поддержали — ходили со мной по знаковым местам и снимали. Я водил их и зрителей-участников за экраном по моему дому, по дорожке, по которой хожу на море. Мы делали это вместе, но я делал это для себя.
Самый сильный момент был, когда мы писали на камнях слова, обозначающие ценности, которые нам больше не актуальны, они уже норма, и бросали их в воду. Моим словом было: «легкость». Я отпускал его с благодарностью, по-доброму и любя. С легкостью я уже разобрался, теперь мое слово «кайф». Я отпускал своего Леопольда, который говорил: «Давайте жить дружно». Я от него устал, ему было пора уходить. Он где-то кому-то очень нужен. А мне надо больше пространства дать остальным моим субличностям.
Люди не просто смотрели — они участвовали, находясь за тысячи километров, они писали мне слова, с которыми им больше не по пути. Они моими руками кидали устаревшие установки в мировой океан. Мы передавали старые смыслы через море тем, кому они где-то очень нужны.
Если перформансы делать для кого-то, они теряют смысл. Когда я делаю что-то для себя, от этого конденсируется куча ресурсов в мир. Люди видят меня, читают меня, играют в мои игры — у них возникают идеи, их прошибают инсайты и они идут и меняют свои жизни, получают результаты. Это здоровая модель альтруизма: я вкладываю в себя, а потом делюсь.
Я внимательный, поэтому вижу, что сейчас у многих людей (блогеров, экспертов, друзей или клиентов) наступает этап пересборки, переупаковки, ребрендинга, перехода. Можно назвать это как угодно. Мне очень хотелось сделать такую точку, в которой мы с благодарностью отпустим и простимся с какими-то своими старыми, больше не работающими на нас вещами.
Когда закончился перформанс, я почувствовал расслабление. Кайф! Мне стало очень хорошо: я отпустил и поблагодарил.
Возможно, читая книгу, ты задаешься вопросом: «Что это за цифры в начале некоторых глав?». Так я измеряю свое состояние неким внутренним термометром, чтобы понять, как я и что оживает в моей жизни. Я предлагаю тебе сейчас включить свой внутренний термометр и впервые зафиксировать, как у тебя дела. Открой заметку в телефоне и напиши, как по 100-балльной шкале ты оцениваешь свои: здоровье, отношения, самореализацию и деньги.